RSS Vk
list Меню

Проповедь свящ. Михаила Сотникова в Неделю Всех святых, в земли Российской просиявших

27 Июня 1997 год

Произнесено по окончании Божественной литургии 27 июня 1997 года

Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа!

Русь Святая. В сей день прославления Собора Всех святых Русской земли это дивное имя нашей родины разительно напоминает о себе. Странно ли, но пребывая сознанием в той разрухе, что окружает нас, и которая настойчиво вторгается в наш сердечный мир, мы утрачиваем истинное представление о нашем земном отечестве, в пределах которого мы родились, жителями которого мы являемся для того, чтобы, возрастая в меру духовного возраста, искать отечества Небесного. Святая Русь. Она свята, несмотря на весь трагический развал, происходящий вокруг несмотря на то, что по слову приснопамятного Митр. Иоанна: «Государство предано и брошено на разграбление бессовестным и алчным стяжателям, жрецам новой официальной религии — культа духовного и физического разврата, культа безудержной наживы – любой ценой». Русь свята, и ничто от того зла не может умалить её святости. В святости Христа — источник святости Церкви, а значит и самой Руси, верной хранительницы Православия.

Русь, прежде языческая, благоразумно покорилась под благое иго Христово, приняв Крещение при Великом Князе Владимире Святом. Обретя учение Церкви во всей апостольской полноте и чистоте, приняв его как исчерпывающее содержание жизни, Русь в своей устремлённости ко Христу стала Святой. Её святость запечатлели собою сонмы святых, просиявших в её пределах за тысячу лет: от её первомучеников-страстотерпцев Князей Бориса и Глеба до Новых мучеников Российских и современных нам подвижников благочестия, как прославленных для всеобщего почитания, так и ведомых Единому Богу. Все они получили освящение от Господа не вопреки духовного устроения земного своего отечества, но во многом благодаря ему. Сам быт Святой Руси был свят. На его благодатной почве произрос подвиг наших преподобных и расцвёл неувядаемым цветом дивных молитвенников и печальников земли Русской. В нем — источник благочестия наших князей, ибо беззаветное мужество на бранном поле, покровительство утеснённым, самоотверженное служение родной земле — таков древний народный идеал князя. В нем, в русском быте, устремлённом ко Христу, основа единства русского народа: без Церкви в сознании русского человека не мыслилось существование самого государства. Все были едины в своём исповедании Христа: представители всех сословий русского народа обрели вечное пребывание на небесах, вознеся в своём лике Святую Русь к подножию престола Царя царствующих.

Русь свята, но мы грешны. Потому не всегда, как теперь, так и прежде были мирные и благоденственные времена для Церкви и народа. «Аз, ихже аще люблю, обличаю и наказую: ревнуй убо и покайся» (Апок. 3, 19), — вразумляет нас Господь, Промышляющий об исправлении и исправлении согрешающих. Посещал Господь Своим гневом Русскую землю, как некогда избранный Им древний Израиль, за греховные шатания народа Своего. кровавые княжеские междоусобия навлекли на Русь трёхвековое иго варваров; невинная кровь царевича – отрока Димитрия отозвалась смутой и новым нашествием иноземцев; кровь Царственных Мучеников, как страшный итог утраты единства русского народа, восстания части его на пути, противные Божией правде, является мерилом всех бывших и продолжающихся страданий в настоящем столетии. Но во всех неисчислимых и немыслимых бедствиях святость Руси имела проявиться с ещё большей, торжествующей силой. Когда исчезала самобытность государства, были разрушены города, храмы и обители иноческие, погибали все творения рук человеческих, Русь Святая продолжала жить в вечном и неизменном: в Святой Церкви Православной, неодолимой и самим адом; из огня и развалин она незыблемо возвышалась своей устремлённостью ко Христу. Кровь мучеников за святую веру, неколебимое стояние исповедников, самоотверженный подвиг святителей, неусыпные, слезные бдения преподобных восполняли собою проявленные народом отступления, вознося Христу добрый плод жертвенной к нему любви, предстательствуя пред Пречистой Его Матерью, да не отымет Она покрова Своего, распростёртого над Русью. Подвиг, явленный во времена лихолетья, покрывал многие немощи: так бывало, что князья, соперничавшие  друг с другом на ристалище междоусобных споров, обретали обоюдное упокоение со святыми, увенчавшись от варваров страстотерпческой кончиной, или прославившись жертвенным стоянием за святое Православие и Русь. так и в нынешнем веке: невиданные на земле нашего отечества гонения на Святую Церковь Христову, имевшие целью искоренить Православие и саму Русь, как носительницу его, послужили к большей славе Русской Церкви, к новому торжеству святости Руси. Сонмы новых мучеников, наследовавших духовное Небо, свидетельствуют об этом. Глубоко промыслительно о судьбах России и то, что Великая Отечественная  война, в результате которой было возрождение церковной жизни и нравственное отрезвление нашего народа, началась в воскресенье Всех святых в земли Российской просиявших. само же празднование Собора Всех Русских святых было установлено на Поместном Соборе 1918 г., когда началось открытое гонение на Церковь, в страшный год цареубийства. это знамение того, что не остаёмся мы сирыми и оставленными в тех скорбных испытаниях, которые обдержат наше отечество: все русские святые ратуют за родную свою страну, их некогда взрастившую, испрашивают заступления у Бога и нам, их соотечественникам, с усердием и верою обращающимся к ним в молитве. Именно это должны видеть очи нашей веры, какой бы мрак внешнего беззакония не охватывал нашего существа: никто как Бог! И если Бог с нами, то кто же нам страшен тогда? Но насколько нам позволяет видеть это уровень нашего духовного зрения?

«С нами Бог!» — было начертано на Большом гербе Российской Империи, тот же победный клич золотом был вышит на Государственном Знамени. Однако сих всепобеждающих словес не нашлось в сердце русского народа, когда на него в довершение всех испытаний Великой войны обрушилась напасть революции. Бог был с нами, только о Нем забыли, Его отвергли, когда массы крещёного народа ликующе приветствовали свержение Божьего Помазанника, подклоняя жестокую выю свою под инородное ярмо «свободы». Свободы от Бога, от Церкви, свободы от внутренней духовности, являющейся природным свойством Святорусского народа-богоносца. На фоне массовой апостасии разительна вся высота, вся святость подвига тех, кто сохранил Бога в своём сердце, кто вместил в свою душу и сохранил Святую Русь тогда, когда само имя Россия исчезло с географических карт.

Святая Русь жива, хотя кругом хаос лжи и смуты. Духовная мгла сил неприязненных тщится затмить и наше существо, предлагая соблазны и потомные ценности погруженного во зло мира, либо возбуждая в нас агрессивное раздражение ко всему происходящему. Что пользы прилагать грех ко греху в озлобленном осуждении тех, кто с высоты своего государственного положения привёл великую державу в столь плачевное состояние. От горечи осуждения нисколько не облегчится это плачевное состояние отечества нашего, не прибавит осуждение нам и душевного мира. Все получит в своё время праведный суд у Единого Судии — Бога, нам же, кто неравнодушен к участи родины, не следует отчаиваться — Святая Русь Жива. И пусть кроме пастырей Святой Церкви нет у нас вождей здесь, на земле — мы во множестве обрящем их на Небесах в сонме Всех Русских святых. искренность и сердечность нашей к ним молитвы сделает их близость к нам реальной, и их святыня вознесёт нас над суетой и поможет преодолевать зло. Жива Святая Русь, как жив и Царь её, сияющий в лике Всех святых земли Русской. Царь-мученик Николай. И если момент его всеобщего прославления ещё ждёт своего разрешения, то многочисленные случаи чудесно его помощи прибегающим к нему с молитвою являются свидетельством его святости у Царя царствующих.

«Аз есмь с вами во вся дни, до скончания века: аминь» (Мф. 28, 20) — эти слова Спасителя нашего имеют непреходящее значение для всех верующих в Него. бог и ныне — с нами, и ныне Он хранит страну Российскую, где среди приумножившихся беззаконий и неправд изобильно действует животворная благодать Его. не нам малодушествовать, возлюбленные братья и сестры, не нам забывать десницу Божию, в немощи нашей совершающей силу, освящающую нас, не нам отделять себя он наших святых соотечественников, от великой скорби изшедших в покой жизни вечной. И не нам уходить за духовные рубежи Святой Руси, которая жива во святых храмах Божиих, стены которых вместившие Невместимого Бога, вместили и многие поколения наших благочестивых предков, множество от них, ведомые и неведомые нам, перешли в Небесные храмы. Святая Русь, как видели мы ранее — в святых, вознёсших её с собою к подножию престола Вседержителя. Она жительствует и в современных нам благочестивых и благоговейных рабах Божиих, молитвами которых наш народ избавлен от больших напастей. Их добродетельные поступки, да и само их внешнее благообразие обличает в них святое гражданство.

Святая Русь будет жива и в нас, когда мы, ревнуя подвигу наших святых соотечественников, будем искать отечества Небесного, в котором имеют вечное пребывание они, Все святии, в земле Российстей просиявшии.

Аминь!

Free Download WordPress Themes
Download Best WordPress Themes Free Download
Download Nulled WordPress Themes
Download Best WordPress Themes Free Download
udemy paid course free download
download lava firmware
Download Premium WordPress Themes Free
download udemy paid course for free
Адрес храма: 105187, Москва, ул. Ибрагимова, д. 6а

Почта храма: contact@hramdimitria.ru

Телефоны храма:
+7 (495) 365-31-61 (общий)
+7 (495) 366-07-96 (дежурный священник)
+7 (499) 369-60-54 (социальное служение, народный хор )
+7 (499) 369-54-05 (приходское консультирование, воскресная школа)
+7 (499) 369-62-33 (свечной ящик)
+7 (499) 369-60-54 (склад)
+7 (499) 369-57-65 (охрана)