RSS Vk
list Меню

СЛОВО НАСТОЯТЕЛЯ ХРАМА ПРОТОИЕРЕЯ АНДРЕЯ МИЛКИНА В КАНУН ДНЯ ПАМЯТИ Великомученика ДИМИТРИЯ СОЛУНСКОГО

7 Ноября 2017 год

Произнесено по окончании Всенощного бдения 7 ноября 2017 года

Поздравляю Вас, дорогие братья и сёстры с нашим престольным праздником, днем памяти святого великомученика Димитрия, человека, жившего тысячу семьсот лет назад в городе Солунь, который мы сейчас называем Фессалоники. Город этот находится на севере Греции, за много тысяч километров от нас, но память этого человека по какой-то причине очень важна нам, да так важна, что мы до сих пор называем в честь него храмы, как называли наши благочестивые предки.

На Руси особо чтили память великомученика Димитрия. Напомню, что первый каменный храм в Москве был освящён в его честь. Он стоял там, где сейчас возвышается Успенский Кремлевский Патриарший собор. Это имя было одним из самых популярных, особенно среди русских князей и царей, которые часто называли так своих первенцев.

А почему, собственно мы чтим этого человека — Димитрия из Фессалоник? Вообще, зачем нам чтить память святых? Целый календарь написан — святцы, довольно толстая книга, многие тысячи имен, а зачем это всё? Мы все в детстве читали и слушали сказки, про разных героев, про мужественных людей, назидались их подвигами, но мы понимали, что это сказка: идёт Иван-царевич на битву, побеждает дракона. Мы восхищались тем, какой это смелый человек! Но закрывалась последняя страница, и мы понимали, что это все «понарошку», что это все так, для воспитания нашего, а на самом деле не было такого человека и дракона никакого не было, это все было придумано. Так вот, в отличие от этого Ивана-царевича, святой великомученик Димитрий, как и тысячи, и сотни тысяч ему подобных подвижников — герои непридуманные. Он родился в семье благочестивых родителей — тайных христиан. Время было такое, что исповедать веру во Христа означало немедленно подписать себе смертный приговор. Просто вот так. Если ты христианин — всё! Голову с плеч — это в лучшем случае — такая безболезненная, не особо мучительная смерть. Было, что и в кипятке варили, копьями пронзали и что-то иное предпринимали, чтобы побольнее умертвить человека.

Димитрий, о котором мы говорим, был совсем молодым. Умер его отец, проконсул Фессалоникийской области. Тогдашний правитель Максимиан призвал этого вчерашнего юношу и напутствовал его так: «Ты умный, ты способный, ты займёшь место отца, только помни, что ты должен предавать смерти каждого, кто призывает имя Распятого». С его точки зрения Димитрий самим именем своим должен свидетельствовать о торжестве тогдашней языческой веры. Димитрий, напомню, по-гречески «посвященный богине плодородия Деметре».

Имя именем, но придя в родной город, этот молодой человек понял, что он никак не может быть гонителем христиан. Более того, ему уже невозможно было оставаться тайным христианином. Он открыто стал исповедовать свою веру, да так, что об этом очень быстро узнал правитель Максимиан.

И что дальше? А дальше это правитель спешит в Солунь, допрашивает Димитрия, и в конце концов неизбежно задаёт вопрос: «Ты понимаешь, что будет сейчас? Если ты христианин — у меня нет другого выхода. Ты умный, хороший человек, но ты христианин, поэтому все что я могу сделать — это тебя казнить» Какие были внутренние чувства у Димитрия — Бог весть… Сам Спаситель молился в Гефсиманском саду о том, чтобы Его Отец пронёс мимо ту чашу, которую Ему предстояло испить. Наверное, и в душе Димитрия тоже боролись разные чувства. Он мог еще сказать «я пошутил, это все было понарошку, это все неправда», но он так не сказал, и его пронзили копьями.

И вот в этом отличие героя придуманного, сказочного от героя в нашем христианском понимании, от подвижника, который веру свидетельствует своей кровью. Его спросили: «Христианин ли ты»? И он, зная, что последует за положительным ответом, отвечает «да».

Мы с вами были крещены. И когда нас, детей, носили вокруг крещальной купели, или, взрослых, водили за руку, мы слышали слова апостола Павла: «Елицы во Христа креститися, во Христа облекостеся» (Гал. 3, 27) по-русски: «все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись». А что значит «облечься во Христа»? Приходит время, когда понимаешь, что это значит перестать жить «понарошку», перестать быть «как бы» христианином. Сегодня христианин, а завтра «ну я подумаю, отвечать мне „да” или „нет”». Подвиг христианина — это ежедневная жизнь, и этой жизнью нельзя жить как в сказке, нельзя жить придуманной жизнью.

В христианстве нам поначалу очень нравится «внешняя» сторона. Нравится эстетика богослужения, нравится строгость постов, продолжительность молитв… Потом многих из нас начинает тяготить то, что вчера привлекало, мы начинаем смущаться, думаем, что мы единственные, кого это постигло это разочарование. А потом остаётся самое главное, остаётся осознание того, что жизнь без Христа невозможна. Вот что такое —облечься во Христа: это значит не играть в Христианство. Я не просто говорю, — «Я не могу сделать вот это или вот то, просто потому, что моя христианская совесть против», —Я поступаю так. Не нужно писать огромных таблиц и прибивать их к дверям храмов. Это уже сделали однажды, а может быть не однажды. И мы помним, какой был результат.

Не нужно деклараций, нужно просто жить не «понарошку», жить так как жили святые. Не всех их пронзали копьями. Не нужно считать, кого было больше: мучеников, исповедников, или тех людей, кто тихо и мирно жил во всяком благочестии и чистоте, не нужно сравнивать. Каждому Бог дает крест по его плечам, по его возможностям, по его силе. Только вот жить нужно не так, как в сказке, а так, как в Евангелии написано. Евангелие — это не сказка. И именно потому выстоял великомученик Дмитрий перед всеми угрозами и остался христианином, что он понял однажды, что вечная жизнь — это не сказка.

Вот того я желаю и себе самому, и вам — жить так как жили те христиане, которые действительно крестились во Христа и облеклись в Него, жить не «как бы», быть сынами Божьими и не лгать Отцу нашему Небесному.

С праздником!

С днем памяти святого великомученика поздравляю Вас. Пусть завтра наш храм будет полон! Если завтра все мы придем помолиться великомученику Димитрию, если мы причастимся Святых Христовых Таин, то мы наполним этот святой храм молитвой так, как это делали много лет до нас благочестивые люди, чтущие память этого великого святого.

Храни всех Господь!