RSS Vk
list Меню

Отчет строительной комиссии по постройке храма Св. Великомученика Димитрия Солунского на Благуше в Москве

Храм Св. Великомученика Димитрия Солунского, на Благуше, за Семёновской заставой в Москве сооружён в 1911 году.

Каких-нибудь 30-35 лет тому назад окрестности Москвы, начиная от застав, весьма слабо или совсем не были заселены, и глубокие залежи глины, которыми окружена Москва, использовались кирпичными заводами.

К таким необитаемым местностям принадлежала и Благуша, расположенная под Москвою, за Семёновской заставой, в границах Камер-Коллежского вала, Измайловского зверинца и полотна Московско-Казанской ж. д. Трудно найти филологическое объяснение названия местности.
Как и соседний Измайловский зверинец, Благуша принадлежит Удельному ведомству, и последнее, когда глина была кирпичными заводами уже выбрана, а площадь покрылась ямами и буграми, очень желало эту неудобную землю продать за ничтожную цену 15-20 тысяч рублей. Охотников, однако, в то время не нашлось, а потому земля была распланирована на участки для сдачи в аренду. В начале заселение Благуши шло слабо, и жалкие домишки, как одинокие утёсы, тоскливо и неуютно торчали на значительном один друг от другого расстоянии. Быстрый рост населения Москвы, вызвавший значительное подорожание цен на квартиры, а также последовавшее запрещение открывать в Москве некоторые ремесленные заведения, погнали население за заставы. Особенно усиленно это бегство началось с развитием в Москве сначала коночного, а затем трамвайного движения: расстояние от застав до центра перестало быть тою сдерживающею причиною, которая останавливала желание переселиться в пригороды. Вследствие этого в какие-нибудь 10-15 лет население Благуши достигло почти 15 000 душ. Здесь и православный рабочий люд, и другие иноверцы и инородцы. Преобладают православные.
При такой огромной населённости Благуша отличалась полным отсутствием каких-либо элементов благоустройства. Везде грязь, темнота и т.п. Для удовлетворения своих духовных нужд и треб православное население Благуши вынуждено было обращаться к причту церкви Введения в Семёновском, т.е. почти за 2½ версты от центра посёлка. Ненормальность этого положения чувствовалась всеми. Не было центра объединяющего, не было Матери церкви, всех успокаивающей. Господь воззрел Своим милостивым оком на Благушу. По инициативе местного домовладельца, Московского купца Андрея Петровича Ковалева и Николая Степановича Шамис было возбуждено ходатайство пред Владыкою Митрополитом Владимиром, ныне Киевским, о причислении Благуши в приход к ближайшему храму на Семёновском кладбище, с назначением для прихода особого причта. Делегатами с этим ходатайством от населения были избраны: А.П. Ковалев и Н.С. Шамис. Относясь весьма сочувственно к ходатайству, Владыка находил, что подобная приписка к Семёновскому кладбищу не соответствует цели и что такая населённая площадь не должна оставаться без своего храма. Поэтому он обещал навести в консистории справку, нет ли там средств на храмоздательство, вполне справедливо полагая, что местное население достаточных средств на сооружение храма дать не может. Средства действительно нашлись: 1896 г. по завещанию Потомственного Почётного Гражданина Димитрия Фроловича Ермакова отказано: 75 000 руб. на постройку храма (и при нем колоколов) во имя Великомученика Димитрия Солунского и праведной Анны; из оной суммы должна быть отчислена часть капитала, %% от которой должны идти на содержание причта; 20 000 руб. на устройство при вышеозначенной церкви богадельни для слепых стариков. Выбор места для постройки храма, а равно и лица для заведывания постройкою предоставлен ЕГО ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕНСТВУ (справка из завещания Московской Духовной Консистории). После сего было составлено от жителей Благуши всеподданнейшее прошение о безвозмездном отводе под храм достаточной площади Удельной земли. ВСЕМИЛОСТИВЕЙШЕЕ соизволение последовало в ближайшее время: под нужды храма отведено в центральном месте пригорода, на Мочальской ул., земли 1 700 кв. сажен. Владыкою Митрополитом Владимиром утверждён план будущего храма, составленный архитектором Н. И. Орловым, и организована строительная комиссия (указ Консистории от 20 февраля 1908 г. №2530).
Председателем строительной комиссии назначен эконом Троицкого подворья архимандрит Макарий, а членами — домовладельцы: Андрей Петрович Ковалёв, А. Г. Орлов, А. Я. Соловьев и управляющий Измайловским Удельным имением Д. И. Мочальский. К членам были избраны три кандидата: П. М. Сидорин, В. И. Худокормов, М. Н. Татаринов (указ консистории от 16 августа 1906 г. №8022). С течением времени состав комиссии изменился: председатель волею Божией скончался и на его место был назначен эконом Троицкого подворья игумен (впоследствии Архимандрит) Аверкий; А. Я. Соловьев поступил на пастырские курсы и был назначен священником в Сибирь, а на его место избран Н. С. Шамис; в число членов строительной комиссии с декабря 1910 г. вошёл и назначенный по ходатайству прихожан настоятель храма священник о. Михаил Преферансов.
С утверждением строительной комиссии началась горячая работа по устройству родного храма. Место, отданное под храм, по исследовании почвы, оказалось довольно сырым. Но ничто не остановило решение строителей. Были устроены поглощающие колодцы и по осушении почвы приступили к постройке храма. К концу 1910 г. стены храма уже были выведены, и храм покрыт. С назначением настоятелем храма священника Михаила Преферансова работы пошли с удвоенною энергией, и к 29 июня 1911 г. храм был готов к освящению. Старанием священника приобретена необходимая и в достаточном количестве утварь, к слову сказать, очень хорошая, как по своей ценности, так и по художественности исполнения.
Не желая окончить на сем историю возникновения храма на Благуше, предложим благосклонному вниманию читателей картины выдающихся моментов до освящения и самого освящения храма.
Первое, что глубоко врезалось в памяти Благушинцев, это закладка храма. Августа 16 дня 1909 г. день выдался солнечный, можно сказать, весенний. Около 12 ч. дня двинулся крестный ход из соседних храмов: Введенского, в Семёновском и Воскресенского, на Семёновском кладбище; тихо и плавно качались хоругви, несомые ревностными будущими прихожанами Благушинского храма; за ними несли изображения лик святых, затем духовенство в золотых облачениях кругом и сзади масса народа. Площадь заполнилась будущими прихожанами и любителями церковных торжеств. Ровно в 12 ч. дня прибыл ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШИЙ ВЛАДЫКА ВЛАДИМИР. Началось богослужение. Владыка произнёс прочувствованное слово, призывая Божие благословение на сие доброе дело и приглашая всех помочь сему благому начинанию, а членов строительной комиссии докончить своё дело, не взирая ни на какие препятствия. Сколько можно было наблюдать на глазах молящихся умиленных слез! Слышался шёпот тысячи уст: «Слава Богу, у нас будет свой храм, скоро-скоро мы будем утешены». Да, полагалось начало великого дела. Для жителей Благуши, особенно фабричных и рабочих, строилась больница для души, школа для жизни и место утешения во время бед и скорбей.
Слово Владыки не осталось гласом вопиющего в пустыне. Очень многие откликнулись на зов Святителя. Потекли пожертвования деньгами, кто же не мог дать средств, тот помогал личным трудом. Так некоторые старицы, имена их Господь знает, помогали каменщикам таскать кирпичи и другие материалы. И вот в короткое время, храм готов.
Второе торжество — это поднятие крестов на купол храма и колокольню в 1910 г. Сие торжество было приурочено ко дню памяти Великомуч. Димитрия Солунского 26 октября.
25 октября в 6 ч. вечера в пожарном сарае, находящемся около нового храма, была совершена торжественная всенощная председателем комиссии игуменом (впоследствии архимандритом) Аверкием. В самый день памяти Великомуч., 26 октября, при большом стечении народа после молебна с водоосвящением и освящения крестов происходило и самое поднятие их на купола. При сем о. Председатель произнёс и соответствующее событию слово. Этот знак победы христианства засиял на кровлях церковных. Отрадно, радостно было смотреть на блестящие кресты. Казалось, с поднятием крестов воздух освятился, казалось, легче стало дышать. Хотелось скорее, скорее войти в эти стены, хотелось увидеть здесь лики святых и припасть к ним с благодарностию за вся и за всё.
Конец 1910 г. был замечателен тем, что по настоятельным просьбам всех жителей Благуши назначен был во вновь открытый Благушинский приход священником, всеми уважаемый о. Михаил Преферансов, бывший диакон Семёновского кладбища.
С 1911 г., года памятного для Благуши, жители нового прихода стали группироваться около своего пастыря. На самой Благуше слышался, хотя очень слабый по звуку (несколько малых колоколов), но сильный по впечатлению, звон, созывающий новых прихожан помолиться в кануны воскресных и праздничных дней около своего ещё неоконченного храма. Эти служения новый пастырь, не взирая на холод, совершал в пожарном сарае, приспособленном в то время для молитвы. Жарка была эта молитва: всякий старался помолиться около того места, где скоро будет приноситься и бескровная жертва.
Время быстро бежало. Наступил строительный сезон. Застучали, засуетились, заработали в стенах храма. Бог в помощь! Скорее кончайте, дайте подышать воздухом храма измученным и исстрадавшимся сердцам.
Радость следовала за радостию. Объявлен день, в который будет на заводе Финляндского отлит большой колокол. Несмотря на будничный день, народу собралось довольно значительное количество. Всякий пришедший имел с собою небольшой запас серебра; кто сам, по своим делам, не мог прийти, тот серебро заранее отдал настоятелю. Всего серебра набралось около пуда. Всё это серебро было опущено в медную лаву во время отливки колокола.
Прошло недели две, и вот по Измайловскому шоссе показалось несколько троек лошадей, везущих на Благушу благовестника «большой колокол». Доставку колоколов взял на себя прихожанин М.С. бесплатно. День будничный — рабочий, каждый занят своим делом, но как только услышали, что везут колокол, все побросали занятия и побежали посмотреть, а если нужно, то и помочь. Помощь оказалась необходима. Как только переехали канаву около храма, то колеса врезались по ступицу в ещё не успевший утрамбоваться песок.
Лошади взять не могли, на помощь явился народ. С дружными криками «Господи благослови!» вывезли и поставили колокол на нужное место. В следующий Воскресный день совершено было молебствие с произнесением приличествующего слова о. Михаилом и освящён был звон. Подняли сперва большой колокол (в 200 п.), а потом и остальные малые. Масса народа участвовала при сем торжестве: хотелось слышать звон колоколов, и это желание так было велико, что долго, долго народ не расходился, пока прикрепляли и устраивали большой колокол. Но вот готово. Удар. И весь присутствующий народ усиленно и часто крестится. Благуша заговорила. Звуки несутся далеко, далеко. Хочется, чтобы они не прекращались. Так радостно и весело стало на сердцах Благушинцев. Чаша радости наполнилась 29 июня. Этот день останется памятным днём для всех Благушинцев на многия, многия лета.
1911 г. 29 июня с разрешения ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО ВЛАДИМИРА было назначено освящение новосооруженного храма. Сам Владыка изъявил желание освятить сей храм. С раннего утра толпы народа стали наполнять храм. Всех желающих присутствовать на сем духовном торжестве храм вместить не мог (вместимость храма до 3 000 человек), так что, благодаря чудной погоде, храм окружил живым кольцом народ.
Ровно в 9 ч. прибыл Владыка, и началось освящение. Что было пережито в эти радостные минуты и прочувствовано — передать на бумаге нельзя. Сколько радостных слез пролито в эти святые минуты и не перечесть. Среди богомольцев находились: старообрядцы, сектанты и др. иноверцы, чуждые церкви Христовой, но и на них величие храма, торжественность и благоговейное служение Владыки, а вместе с тем живое, сердечное слово его о значении для нас, православных, строительства храмов произвело сильное впечатление.
По окончании богослужения был поднесён от строительной комиссии Владыке адрес за его содействие по сооружению и освящению храма. Владыка благодарил членов строительной комиссии за их неустанные труды, а главного жертвователя и ревнителя А. П. Ковалева, Владыка благословил иконою Св. Преп. Саввы. В доме же от прихожан ему, Ковалёву, за ревностные труды по сооружению храма была поднесена икона Андрея Критского художественного письма в серебряной ризе замечательной работы.
Слава Богу за всё, так благоизволившему.
Вечная память рабу Божию Димитрию и всем почившим ревнителям при сооружении храма сего, и дай, Господи, всего, всего наилучшего в мире сем здравствующим жертвователям и всем потрудившимся в сем святом деле.
Кроме А. П. Ковалева, ревностного труженика и жертвователя, нужно отметить ещё П. М. Сидорина, В. И. Худокормова и священника М. Преферансова, который своими трудами и хлопотами украсил храм св. иконами и роскошною утварью, художественным металлическим престолом, многими дорогими облачениями. Можно сказать, что храм в отношении украшения это — его детище.

Список жертвователей деньгами:

Фамилии Руб.
Асеев А. В. 1000
Асаков И. М. 50
Аронов И. И. 50
Афанасьев А. А. 5
Асташев Н. 5
Афанасьев С. П. 25
Алексеев Н. 15
Абельс А. Ф. 25
Андреев М. В. 1
Алексеев М. Н. 200
Балакин Г. П. 200
Бахрушина А. А. 500
Бахрушин Д. П. 25
Бахрушин Н. П. 50
Байщак 3
Барышев С. И. 1
Блохин Е. И. 10
Беляева 10
Быков 3
Быльнова М. 3
Ветчинкин И. И. 100
Волков И. Т. 3
Винокуров А. 25
Горлов Н. П. 10
Григорьев И. 100
Гребнев М. П. 1300
Гоголев Т. Е. 25
Голышев Н. П. 5
Григорьев Н. 50
Гусева М. П. 10
Гордеева М. П. 3
Губарева Н. П. 19
Грачев В. А. 3
Грачева М. С. 30
Дунаев А. Д. %% бум. 200
Добров В. М. 5
Дерюгина Г. 2
Дмитриева М. А. 100
Ефимов И. Я. 1
Ермаков П. 25
Егоров 5
Егорова А. 50
Ермолина 1
Емельанов Г. С. 8
Ермаков Д. Ф. 97,184 87/100
Зубов Н. И. 100
Замятина А. П. 10
Иванов В. 5
Ивлиева 5
Иезальсон Н. Н. 25
Ковалев А. П. 10,500
%% бумагами 1,000
Коротков Ф. А. 25
Крылова Е. И. 100
Келер А. С. 1,000
Кремнева 10
Кошелев В. В. 20
Корзинкина А. А. 100
Козырев Г. Ф. 10
Калабин Г. А. 50
Кочемаров П. 25
Кулпилина С. И. 50
Константинов В. 3
Кулишев 1
Коровкин Г. В. 10
Кудрявцев И. П. 25
Кулакова А.
Кленов И. М. 5
Корякин Н. С. 10
Корягин М. И. 200
Козлов И. Ф. 25
Куров А. Ф. 10
Козлов В. И. 10
Клюев Г. А. 25
Конкина В. Н. 50
Карпинский Р. Д. 5
Крайнева М. 50
Кудряшев Н. А. 3
Лыжин В. А. 550
Лобанов А. И. 10
Логинов И. А. 10
Лапшинова 5
Мешков С. С. 75
Михайловы Т. и И. 200
Манджурина 5
Макаров А. Е. 20
Михайлов А. 1
Макаров А. 50
Михайлов Л. 100
Михайлова И. А. 50
Михайлов Р. 1
Матвеев И. У. 100
Михайлов П. 12
Михайлов 1
Малинин Ф. Ф. 3
Милушин Н. В. 25
Милкин Р. 3
Меньшов И. С. 25
Некрасов М. Ф. 500
От неизвестн. лиц. 491 9/10
Николаев 10
Николаев В. 5
Н. Е. 50
Орлов П. М. 3
Орлов Т-во. 100
Преферансов М. Н. 20
Попов В. Н. 10
Попов А. И. 20
Протопопов К. А. 25
Попов В. Г. 10
Перепелкина М. Г. 5
Перепелкина Е. А. 1
Перфильева А. К. 1 ½
Петров М. Н. 5
Парфенов 10
Печалов Г. В. 15
Рыбакова 5
Рюлинг Г. Ю. 25
Растеряев Т-во. 25
Рыжков 3
Ровняличев С. С.
%% бумагами
1000
Сидорин П. М. 4800
Суханов В. В. 25
Скворцовы братья 15
Сурков М. И. 10
Смирнов Г. Т. 3
Смирнов И. 3
Скуснов М. 1
Сергеев 2
Смирнов И. О. 300
Саблин В. Н. 15
Степанова П. 50
Сорокин Н. С. 50
Семенова Х. 100
Сергеечева 4
Смирнов К. К. 5
Серебряков В. В. 5
Семенов С. 10
Татаринов М. Н. 77
Тинятов А. В. 100
Тарасова М. М. 1
Таланов В. Р. 5
Титов В. И. 25
Фаддеев 100
Фунтиков 20
Федотин Г. И. 3
Фирсов И. 1
Филиппов А. Н. 50
Фокин В. М. 10
Федосеев 10
Фаддеев П. 10
Худокормов В. И. 2000
Хренов С. Н. 100
Хайлов В. С. 25
Ходаков П. С. 10
Церковных доходов 9088 11/25
Чернышев С. И. 310
Чижов П. М. 150
Чернышева М. А. 1000
Чернятин А. И. 55
Чекалов И. Я. 10
Шамис по подпис. лист 172
Шатров Н. Я. 1000
Шустов 3
Шенэйх 3
Широкова А. 1
Широнкин О. Ф. 3
Шмелев П. И. 50
Щербаков И. П. 100
Щеголева Е. 100
Щапов П. П. 50
Эйкин В. Ф. 25
Юшин А. С. 10
Яшин В. П. 25
Заимообразно взято из 6% годовых из Перервинского монаст. 15000
Ковалева А. П. 8478 49/100
Худокормов В. И. 2000
Всего вообще поступило наличных денег, считая и продажу %% бумаг 163,674 р. 66к.

Расходы по сооружению храма

Наименование работы Руб. Коп.
Предварительные работы 1 452 84
Земляные работы 11 253 31
Каменные работы на стены храма и колокольню употреблено 1,287,000 шт. кирпича 88 181 85
Плотничные и столярные работы 6 896 43
Штукатурные работы 6 168 30
Кровельные и слесарные работы 8 925 87
Малярные и стекольные работы 3 071 80
Разные работы (центральное отопление 9,300 р., иконостас 4,750 р., иконы 1,490 р., колокола 6,731 р. 17 к., подсвечники 1.107 р. 50 л. и пр.) 31 460 02
За составление проекта храма и прочие работы архитектора 4 % с израсходованной суммы, за исключением 1.107 р. 50 к. – стоимости церковной утвари. 6 252 12
Всего вообще 163 662 54
Приход 163 674 66
Расход 163 662 54
Остаток 12 12
Остаток отнесен на церковн. тек. суммы.
Исполн. смета находится в архиве храма.

Председатель Строительной Комиссии

Архимандрит Аверкий

Казначей А. П. Ковалев.

Члены Строительной Комиссии:

В. И. Худокормов

П. М. Сидорин

А. Г. Орлов

Н. С. Шамис

Д. И. Мочальский

Свящ. М. Н. Преферансов

Архитектор Н. И. Орлов

Пожертвования: церковною утварью, облачениями, иконами и другими священными предметами.

Престол и жертвенник в настоящей — И. Макаров.

Облачение на престол металлическое художественной работы, дарохранительница серебряная вызолоченная, весом 870 зол., художественной работы, кадило большое серебряное вызолоченное с эмалью, весом 2 фун. — София Романовна Филиппова, урожд. Кёлер.

Престол, жертвенник с парчевыми облачениями в правом приделе, напрестольное евангелие в лист, с серебряной вызолоченной крышкой, напрестольный крест серебряный вызолоченный; 3 лампады серебряных вызолоченных с эмалией, бронзовое паникадило, дарохранительница малая (походная) серебряная вызолоченная, сосуды серебряные вызолоченные с эмалией, 5 подсвечников, воздухи парчевые — Петр Михайлович Сидорин.

Престол и жертвенник в левом пределе — Харитиния Семенова.

Сосуды большие, серебряные вызолоченные с эмалией — Смирнов (о упок. Сергия).

Большое евангелие серебряное вызолоченное, художественной работы, с живописными изображениями под зеркальными стёклами; малое молебное евангелие, серебряное вызолоченное. Плащаница малинового бархата, шитая золотом, сень над ней, картины на полотне: моление о чаше, снятие со креста; шёлковая покрышка на престол — М. О. Константинова.

Малые серебряные вызолоченные сосуды – N.

Евангелие в лист с серебряной крышкой, большой напрестольный крест серебряный вызолоченный – Г. Кремнев.

Евангелие среднее с серебряной крышкой; напрестольный деревянный крест, греческого письма, обложенный серебром, четыре иконы на царские врата, обложенный серебром, четыре иконы на царские врата с серебряными ризами, иконы двунадесятых праздников; облачения: чёрного бархата, шёлковые зелёные и много других мелких вещей — М. М. Некрасов.

Купель, крестильный ящик (серебр. прибор) молебное евангелие и крест (серебряные) — В. И. Худокормов.

Пасхальный трехсвечник серебряный вызолоченный с ручкой из слоновой кости, напрестольная плащаница — Комыкова.

Три пары хоругвь; золотое глазетовое облачение (шитые оплечья, икона Св. муч. Евфимия и великомуч. Екатерины) — Крылов.

Хоругви в память 300-летия дома Романовых, хоругви в память основания общества хоругвеносцев; иконы Святителей Иоасафа и Ермогена — прихожане.

Богослужебные кники, иконы Казанской Б. М., Покров Пресвятыя Богородицы, Первомуч. Архидиакона Стефана, две пары облачения — Ровняличев.

Девять паникадил бронзовых, облачение парчевое золотое, шитые оплечья, иконы Марии Египетской, муч. Трифона и много других предметов, к сооружению которых приплачивались личные средства и довольно значительные — А. П. Ковалев.

Бархатное малиновое облачение, чёрное бархатное, белое глазетовое (серебряное), бархатные воздухи (малиновые) икона Смоленской Б. М. 7 х 8 вер. в серебряной вызолоченной ризе и с бриллиантами и др. камнями — В. Г. Попов.

Бархатное малиновое облачение, малиновые воздухи, шитые золотом и камнями — В. Григорьев.

17 фарфоровых свечей — А. С. Макаров.

Кроме вышеозначенных облачений ещё облачения пожертвовали следующие лица: А. Г. Орлов, И. П. Щербаков, Ровняличева, Фаддеева, Ильина, И. Т. Волков, Субботина, Милушина, П. Н. Транцев, В. В. Кошелев, М. Ф. Некрасов, Д. С. Проняков, Абросимова, А. Иванова, М. Алексеева, М. Чистов и пр.

Кроме вышеозначенных икон, пожертвовали иконы следующие лица:

Животворящий крест с предстоящими с большими подсвечниками – М. Николаева.

Световая картина в алтаре на полотне — Г. М. Давыдов.

Пр. Лазаря и муч. Ирины — Л. Михайлов.

Спаситель (на колонне) и Иверской Б. М. — М. Некрасов.

Виленских муч. — И. И. Аронов.

Скорбящей Б. М. — И. М. Дианов. Венчик на ней серебряный эмалированный с камнями (67 зол.) — прихожане.

Александра Невскаго – А. Орлов.

Св. Николая (в ризе), Нечаянная радость — А. Волков.

Иконы Владимирской и Казанской Б. М. — чрез М. Ровняличеву.

Св. преп. Серафима Саровскаго, Марии Магдалины и муч. Никиты — Вышеславцев.

Великомуч. Пантелеймона – И. Корякин.

Архистратига Михаила, Иоанна Воина, Священ. Муч. Антипия и Харлампия — М. и В. П.

Прав. Иоакима и Анны — А. Щербаков.

Иконы над входом в среднюю часть храма Спасителя, Божией Матери и Иоанна Крестителя — Г. Балакин.

Кроме вышеизложенных пожертвований облачениями, утварью, иконами и пр. много и других, жертвователи коих пожелали остаться неизвестными.

За все жертвы, как прошедшие, так равно и будущие Господь воздаст по молитвам угодников Божиих, а церковь Святая будет молить о них Господа до тех пор, пока существует церковь, а церковь по обетованию Божию, будет существовать вечно.

Священник М. Преферансов