«Ранее улиц здесь не было, и все окрестности представляли собой вырубленную и затем дико заросшую местность — Благушу. Мочальской улица названа в конце XIX в. по известному лесоводу Д. И. Мочальскому, заведовавшему до 1927, по год его смерти, Измайловским лесопарком Москвы, насадившему и сохранившему в нем многие ценные породы деревьев. Переименована в 1957 г. по Шаймардану Ибрагимову, секретарю Благуше-Лефортовского райкома партии в начале революции» [5].
«В XIX в. здесь почти не было строений, местность носила название «Благуша». В 1804 г. она упоминалась в числе бывших в Москве шести казенных рощ, но позже была, очевидно, вырублена. До 1917 г. она принадлежала Удельному ведомству, то есть царской фамилии. В 1897 г. ведомство распланировало всю Благушу по шахматной системе на отдельные строительные кварталы с участками в 0,27-0,36 га и сдало их в аренду, предоставив арендаторам право самим планировать застройку дворов и их озеленение. Так началась сплошная застройка Благуши» [4].
«Церковь выстроена за 163 662 руб. 64 коп., из которых 75 000 руб. получено по завещанию Дмитрия Федоровича Ермакова» [6].
«Благуша до 1880-х гг. была пустырем. Позаботился о его распланировании Д. И. Мочальский, занимавший должность лесничего в Измайлове. Пустырь быстро заселился, но церкви долго не было. Митр. Владимир располагал капиталом в 114 000 руб., предоставленным Д. и А. Ермаковыми на построение храмов, и часть этой суммы назначил на создание храма на Благуше. Оно началось в 1908 г., освящение было 29 июня 1911 г. Приделы — Успения прав. Анны и Петра Митрополита. Храм большой, но не из числа особенно изящных; стиль не русский, несколько напоминающий Ц. Благовещения на Матросской Тишине» [2]. «Правый придел митр. Петра освящен в сентябре 1911 г.» [11].
«10/23 сентября 1923 г. в ц. Димитрия на Благуше Патриарх Тихон совершил хиротонию Мануила (Лемешевского) во епископа Лужского, викария Петроградской епархии. В то время это была полусельская местность, и толпы простых, бедно одетых людей, столь напоминавших питерских прихожан о. Мануила, переполнили церковь.
Богослужение совершали Патриарх Тихон, архиепископ Верейский Иларион, главный помощник Патриарха в те дни, архиепископ Костромской Севастиан и епископ Иерофей, впоследствии примкнувший к иосифлянскому расколу.
После литургии Патриарх обратился к новопоставленному владыке с речью. После освобождения Патриарх не говорил проповедей. Единственными его речами были речи епископам при вручении жезла. Эти речи, простые, лишенные аффектации и ораторских украшений, были, однако, всегда проникновенными и глубокими. И в этот момент патриарх, опираясь на посох, произнес простые, но сильные слова, более выразительные, чем сотни самых витиеватых проповедей:
«Посылаю тебя на страдания, ибо кресты и скорби ждут тебя на новом поприще твоего служения, но мужайся и верни мне епархию…»
А затем тысячи простых людей, собравшихся в полусельской церкви, потянулись нескончаемой очередью под благословение к новому архипастырю…» [8].
Храм был закрыт в 1932 г. [10] или в 1934 г. [2] и передан ОГПУ [10], который перестроил его под завод [2]. Здание было переделано столь ретиво, что его почти невозможно признать за бывшую церковь. Однако, в внутри новых пристроек значительная часть ядра храма сохраняется по сию пору, в том числе и основание колокольни. Вокруг все обнесено новым бетонным забором. Общее состояние здания крайне скверное; на государственной охране оно не числится. Колокола вывезли в 1965 г. С севера сохранился одноэтажный дом причта.
«29 июня 1911 г. в Благушинской роще была освящена церковь во имя Святого Димитрия Солунского, построенная на пожертвования жителей Благуше-Лефортовского района первопрестольной. Но просуществовала она как храм недолго. В наши дни бывший собор стал главным зданием завода вторичных драгметаллов. И вот теперь, когда этот завод выведен из Москвы, здание храма вместе с другими заводскими строениями подлежит сносу. Так решили те, для кого ничего нет святого. Москвичи же считают, что храм, который в 1915 г. в справочнике московских церквей был зарегистрирован под № 544, подлежит восстановлению как народное достояние. Так и должно быть! Чертежи, по которым строился храм, сохранились в архиве, и они помогут восстановить его в первозданном виде [7].
Завод отравил землю на семь метров вглубь — но православные, взялись вывезти ее и захоронить. Защитники исписали остатки церкви указаниями: колокольня, алтарь, вход и — «Мы народ или нет?»
17 ноября 1991 г. состоялось освящение крестов возобновляемого храма, после чего они были на нем установлены.
«Первым настоятелем назначен прот. Сергий Колов (так в тексте, в действительности — «Косов», — прим. ред. сайта храма») [12].
[1] Александровский, № 544.
[2] Рукопись Александровского, № 1029.
[3] Московские церковные ведомости. 1911. 30 мая.
[4] Сытин. С. 766.
[5] Сытин П. В. Откуда произошли названия улиц Москвы. М., 1959. С. 134 и 74.
[6] Отчет строительной комиссии по строительству храма Димитрия Солунского на Благуше. М., 1917.
[7] Литературная Россия. 1990. 5 мая. С. 7.
[8] Левитин А., Шавров В. Очерки по истории русской церковной смуты. Кюснахт, 1978. Т. 2. С. 227.
[9] Фирстова Р. Тайна разрушенной церкви // Столица. 1991. № 16. С. 24-25.
[10] Козлов В. Сумерки златоглавой // Моск. журнал. 1991. № 12. С. 9.
[11] Московский листок. 1911. 24 сент.
[12] Тимофеев В. «Храмы России» — дело всенародное // Литературная Россия. 1993. 26 февр.
Текст и фотографии приведены с любезного разрешения владельцев сайта «Храмы России».
Карточка храма находится по адресу http://www.temples.ru/card.php?ID=6417.