Прихожане нашего храма, как и православные христиане всего мира, находятся накануне самых важных событий, которые мы вспоминаем уже почти две тысячи лет. Это Страстная седмица — неделя, которая завершается Светлым Христовым Воскресением — Пасхой. Для кого-то это просто последняя неделя перед Пасхой. Но мы попытаемся передать смысл тех красивейших и уникальных богослужений, которые происходят именно в эти дни и коротко расскажем о тех исторических событиях, которые отразились в этих богослужениях.
Эти дни наполнены одновременно и скорбью, и радостью. Скорбью о событиях, которые предшествовали Воскрешению, радостью из-за ожидания близкой Пасхи. В эти дни Церковь призывает нас сопереживать Христу и его ученикам в главнейших событиях в истории и Церкви и человечества.
Мы все стоим накануне завершения Поста, который пролетел очень быстро. Что мы успели понять за это время? Смогли ли стать хоть немного лучше? Поднялись ли хотя бы на полступеньки ближе к Богу? Бежали ли к Храму или хотя бы ползли по-пластунски? Вот на эти вопросы нам отведено столь малое время — всего лишь неделя нашей жизни, отражение событий двадцативековой давности.
Что такое для нас Пасха — избавление от надоевшего запрета на мясо и алкоголь или нечто глубокое, переворачивающее и взрывающее душу нашу светлой Радостью, заполненной колокольным звоном? Если мы постились по-настоящему, то традиционные бутерброды на выходе из храма будут лишь приятным добавлением к духовным открытиям, но не более.
Но даже для тех, для кого пост заключался только в ограничении еды, и чьи духовные открытия ничтожны, к коим себя причисляет и автор этих строк, не надо отчаиваться. Даже таких Господь рад видеть в храме в Пасхальную волшебную ночь.
В Великий Понедельник Страстной седмицы вспоминают преданного братьями ветхозаветного патриарха Иосифа и евангельское повествование о проклятии Христом бесплодной смоковницы, которая символизирует и фарисеев, заменивших Бога законом, и душу, которая так и не принесла плода покаяния.
В Великий Понедельник в нашем храме служатся Литургия Преждеосвященных Даров в 8 утра и Утреня Великого Вторника в 18 часов.
Великий Вторник Страстной седмицы посвящен притче Господней о десяти девах, как напоминание нам что мы должны быть в эти важнейшие дни быть наготове к встрече с Господом нашим Иисусом Христом.
Во вторник также служатся Литургия Преждеосвященных Даров в 8 утра и Утреня Великой Среды в 18.00.
Великая Среда Страстной седмицы посвящена событиям в доме Симона прокаженного, в гостях у которого был Христос. Некая грешница, вне себя от радости от встречи с Иисусом возлила Ему на голову драгоценное миро, тем самым уготовав Его на погребение, о чем Он Сам и сказал ученикам. Тогда же в душе Иуды и возник замысел предательства Христа за деньги. В этот день Церковь воспевает поступок бескорыстной грешницы и проклинается алчность и корысть Иуды.
В среду наш храм ждет прихожан в 8 утра на Литургию Преждеосвященных Даров, в 17 — на общую исповедь, а в 18 — на Утреню Великого Четвертка.
Великий четверг Страстной седмицы — воспоминание Тайной вечери. В этот день Христос омыл ученикам ноги, а потом установил новую Пасху, когда мы вкушаем Его кровь и плоть. Тогда, в Сионской горнице Спаситель собрал учеников и сказал, что один из них предаст Его. После того, как Иисус указал на Иуду, тот удалился от Спасителя. А Христос, предсказав отречение Петра, удалился с ним, Иаковом и Иоанном в Гефсиманский сад, где и начались его Страдания — душевные, а потом и телесные.
В нашем храме в четверг будут совершены две литургии Свт. Василия Великого: ранняя в 6.45 и поздняя в 10.00, а в 18 часов читаются 12 Страстных Евангелий.
Вечером в четверг, на утрене Великой Пятницы в храмах читаются 12 евангельских отрывков, повествующих о том, что пришлось пережить Христу в ту страшную ночь в Гефсиманском саду и на следующий день.
Следующее богослужение, совершаемое уже в пятницу — Царские часы — ещё одно напоминание о Страстях Христовых. Далее — Вечерня. В конце этой службы священники поднимают с Престола, как бы с Голгофы, Плащаницу, изображение Христа, лежащего во гробе, и выносят её из алтаря на середину храма. Плащаница полагается на гробнице, особо приготовленном столе. Затем священнослужители и все молящиеся поклоняются перед Плащаницей и лобызают язвы изображенного на ней Господа — пронзённые копием Его ребра, руки и ноги. Плащаница находится на середине храма в продолжение трёх, дней, напоминая этим трёхдневное нахождение Иисуса Христа во гробе. Эта служба символизирует погребение Христа Иосифом Аримафейским, Никодимом, Марией Магдалиной и Марией Иосиевой, совершенное именно вечером в Пятницу.
В пятницу начало Царских часов — в 8 утра служатся Царские часы. Вынос плащаницы — в 14 часов, Утреня Великой Субботы с Погребением плащаницы — в 18 часов.
В Великую Субботу служится литургия св. Василия Великого с чтением 15 ветхозаветных отрывков, паримий. Священнослужители переоблачаются в белые одежды — это отличительная особенность этого богослужения. Литургия Великой субботы в нашем храме начинается в 8 часов утра.
С 8.30 утра начинается и освящение куличей, которое будет продолжаться весь день. Одновременно на церковном дворе молодые прихожане будут проводить традиционную для Москвы акцию «Пасхальная весть», раздавая специально подготовленное издание Евангелия от Иоанна.
И уже в 23.20 начнётся праздничная служба Великой Пасхи — Пасхальная Полунощница с Пасхальной заутреней и литургией. В течение всей Светлой седмицы Царские врата не закрываются.
В сам день Пасхи в 9 утра начинается поздняя Божественная литургия. А по её окончании: в 11.00 начинаются пасхальные гуляния с конкурсами, играми и мастер-классами для детей, проведением благотворительной ярмарки нашей детской Воскресной школы и праздничным выступлением церковного хора. Мы ждем всех: и прихожан, и гостей, и всех, радующихся Светлому Христову Воскресению!