Святой великомученик Димитрий родился в городе Солунь [1]. По преданию, его род имел славянское происхождение. Отец Димитрия был проконсулом Фессалоникийской области и в то время, когда нечестивые цари Диоклетиан[2] и Максимиан[3] воздвигли на христиан жестокое гонение. Тайно веруя в Господа нашего Иисуса Христа и исполняя Его заповеди, он не осмеливался открыто исповедовать Его Пресвятое имя.
В своих палатах, в сокровенной горнице, служивший ему домовым храмом, он хранил две святые иконы, украшенные золотом и драгоценными камнями. На одной из них было изображение Спасителя, а на другой — Пресвятой Богородицы. Перед этими иконами он возжигал свечи и воскурял фимиам. В этом храме он вместе со своей женой часто молился Истинному Богу, в вышних живущему, и Пренепорочной Владычице. Благочестивые супруги щедро раздавали нищим милостыню и никогда не отказывали нуждающимся людям.
Одно лишь сильно огорчало супругов: у них не было детей. Они усердно просили Господа, чтобы Он даровал им наследника. Всевышний внял их молитвам и даровал им сына, которого они назвали Димитрием. Велико было их ликование. Вся Солунь разделяла радость своего проконсула; отец младенца устроил трапезу для горожан, где он особенно постарался накормить убогих. Когда отрок подрос, родители ввели его в храм, где были святые иконы, и, указывая на них, сказали:
— Вот изображение Единого Истинного Бога, сотворившего небо и землю, а это — образ Пресвятой Богородицы.
Они рассказали ему все, что знали о Господе нашем Иисусе Христе, научили святым заповедям Христовым и объяснили, насколько суетна и пагубна вера в языческих богов. С этого времени наставляемый своими родителями и особенно свыше Духом Святым Димитрий всей душой уверовал в Господа и с благоговением поклонялся святым иконам. Родители Димитрия, призвали священника, в присутствии нескольких христиан в своём потаённом храме крестили отрока во имя Отца и Сына, и Святого Духа, и Божья Благодать сошла на него. Восприняв святое крещение, Димитрий поднимался все выше и выше по лестнице добродетелей. Преподав своему сыну пример богоугодной жизни, его родители закончили свой жизненный путь и оставили его наследником всего имения. К этому времени юноша уже достиг совершеннолетия.
Император Галерий Максимиан вызвал к себе Димитрия после смерти его отца и, убедившись в образованности и военно-административных способностях юноши, назначил его на место отца проконсулом Фессалоникийской области. Основные обязанности, возложенные на молодого стратега, состояли в обороне города от варваров и истреблении христиан. Поручая ему должность проконсула, император сказал:
— Береги свой родной город и очисти его от христиан, предавая смерти каждого, кто только призовёт имя Распятого.
Приняв назначение, Димитрий возвратился домой и с почестями бы встречен жителями Солуни. Уже давно он скорбел, видя, как многие горожане поклоняются бездушным идолам, и желал утвердить в городе истинную веру. Теперь, по прибытии в Солунь, он стал открыто исповедовать Иисуса Христа, поучать Его заповедям, обращая язычников в истинную веру; словом, он был для солунян вторым апостолом Павлом.
Скоро слух об этом дошел до самого Максимиана. Император сильно разгневался, узнав, что Димитрий – христианин и многих римских подданных, увлеченных его примером, уже обратил в свою веру. Как раз в то самое время император возвращался с Сарматской[4] войны из Причерноморья. Намереваясь расправится с солунскими христианами, он решил вести армию через Фессалоникийскую область.
Ещё до прибытия Максимиана в город Димитрий поручил своему верному слуге по имени Лупп, раздать бедным и нуждающимся все доставшееся ему после смерти родителей: золото, серебро, драгоценные камни, одежды и другое имущество.
— Раздели земное богатство между ними, — прибавил святой, — а мы будем искать себе небесного богатства.
Святой Димитрий стал молиться и поститься, готовясь к мученическому венцу. По прибытии в Солунь император начал проверять, правдивы ли дошедшие до него слухи о Димитрии. Смело выступив перед царём, святой Димитрий объявил себя христианином и стар порицать языческое многобожие. Злой мучитель тотчас приказал заключить в темницу исповедника истинной веры. В темнице святой молился словами пророка Давида: «Поспеши, Боже, избавить меня, поспеши, Господи, на помощь мне!» (Пс. 69, 2). «Ибо Ты — надежда моя, Господи Боже, упование моё от юности моей. На Тебе утверждался я от утробы; Ты извёл меня из чрева матери моей; Тебе хвала моя не престанет. Радуйся уста мои, когда я пою Тебе, и душа моя, которую Ты избавил; и язык мой всякий день будет возвещать правду Твою» (Пс. 70, 5, 6, 23, 24).
Как в светлом чертоге святой Димитрий сидел в темнице, хваля и прославляя Бога. Дьявол, желая устрашить его, обратился в скорпиона и хотел ужалить святого в ногу. Осенив себя крестным знамением, святой безбоязненно наступил на скорпиона, произнося слова: «на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона» (Пс. 90, 13).
В темнице святой удостоился посещения ангела Божьего; в ярком свете предстал перед ним небесный посланник с прекрасным райским венцом и сказал:
— Мир тебе, страдалец Христов, мужайся и крепись!
Святой Димитрий отвечал:
— Радуюсь о Господе и веселюсь о Боге Спасителе моем!
Явление ангела ободрило святого страдальца; ещё сильнее возжелал он запечатлеть своей кровью исповедание истинной веры Христовой.
Между тем император устроил гладиаторские игры и стал забавляться зрелищами. Был у него один любимый силач, выдающийся борец по имени Лий, родом вандал[5]. Приказав построить для него высокие подмостки, Максимиан с большим удовольствием смотрел, как Лий борется со своими противниками и предаёт их мучительной смерти, низвергая на копья. В числе погибших было много христиан, которых насильно заставляли вступать в бой.
Среди зрителей находился один юноша – христианин, по имени Нестор. Узы духовной дружбы соединяли его со святым Димитрием, его наставником в вере. Нестор с негодованием смотрел на это побоище и пожелал сам сразится с царским борцом. Но прежде нежели вступить в бой, он отправился в темницу к святому Димитрию. Здесь Нестор рассказал ему обо всем содеянном Лием, сообщил о своём желании вступить в борьбу с этим жестоким губителем христиан и просил у святого благословения и молитв. Осенив Нестора крестным знамением, святой Димитрий предсказал:
— Ты одержишь победу над Лием и претерпишь муки за Христа!
Подойдя к месту зрелища, Нестор во всеуслышание воскликнул:
— Боже Димитрия! Помоги мне в борьбе с моим противником!
Затем, вступив в единоборство с Лием, он по молитва святого угодника одолел свирепого варвара и сбросил его с помоста на острые копья. Гибель Лия сильно опечалила Максимиана; он тотчас приказал предать смертной казни блаженного Нестора[6]. Но эта казнь не утешила Максимиана, весь день и всю ночь он жалел о смерти Лия. Узнав, что святой мученик Нестор вступил в единоборство с Лием по совету и благословению святого Димитрия, император повелел пронзить святого Димитрия[7] копьями.
Беззаконный мучитель думал: раз Лий был низвергнут рукой Нестора на острия копий, такою же смертью должен умереть и Димитрий, погубивший нашего любимого борца Лия. Но безумный мучитель заблуждался, полагая, что смерть праведника и грешника одинакова, ибо сказано: смерть грешников люта, а кончина святых честна перед очами Господа. (Пс. 33, 22 и Пс. 115, 6).
Лишь только забрезжило утро 26 октября 306 года, в темницу вошли воины; они заставили святого мужа стоящим на молитве и тут же пронзили святого Димитрия копьями. Так исповедник Христов, святой Димитрий, предал в руки Создателя свою честную и святую душу.
Ночью христиане тайно взяли тело святого и благоговейно его погребли. На месте блаженной кончины святого великомученика находился его верный слуга Лупп; он снял с пальца святого Димитрия императорский перстень, знак высокого сана, благоговейно взял ризу своего господина, обагрённую его честною кровью, и омочил в ней перстень. От этой ризы и перстня совершилось множество чудес: исцелялись различные болезни и изгонялись злые духи.
Слухи об этих чудесах разнёсся по всей Солуни, и многие больные стали стекаться к Лупу. Этот слух дошел и до Максимиана. Император приказал взять блаженного Луппа[8] и отрубить ему голову. Так святой мученик Лупп последовал за своим господином, святым Димитрием, в обители небесные.
Когда гонения на христиан прекратились, над гробом святого Димитрия был воздвигнут небольшой храм, в котором совершалось много чудес и исцелений от всяких недугов и болезней. Один иллирийский знатный вельможа по имени Леонтий[9] впал в тяжкий, неизлечимый недуг. Слыша о чудесах святого страстотерпца, он с верою обратился к святому великомученику Димитрию. Когда его внесли в храм и положили на том месте, где были погребены мощи святого, он тотчас получил исцеление и стал совершенно здоровым.
В знак благодарности за исцеление Леонтий захотел выстроить в честь святого славного Димитрия Солунского величественный храм. Прежний небольшой храм, был разобран, и когда стали копать ров для фундамента, были обретены мощи святого великомученика Димитрия совершенно целыми и нетленными. Из них истекало благовонное миро[10], так что весь город наполнился благоуханием, в связи с чем великомученик Димитрий получает церковное именование Мироточивого.
На это духовное торжество собралось много народа. С великим благоговением святые мощи были взяты с земли, причём множество больных получало исцеление через помазание истекавшим миром. Леонтий радовался не столько о своём исцелении, сколько об открытии святых мощей. Скоро окончил он начатое дело и построил на том месте прекрасный храм во имя святого Димитрия. Здесь, в ковчеге, окованном золотом и серебром, украшенном драгоценными камнями, и были положены честные мощи великомученика[11]. Но заботы Леонтия простирались и далее: он купил села и виноградники и отдал их на содержание служащих при этой церкви.
Когда пришло время Леонтию возвратится на родину, он задумал взять некоторую часть мощей святого, чтобы и в своём городе построить церковь во имя великомученика Димитрия. Но святой, явившись, запретил ему отделять какую бы то ни было часть мощей. Тогда он взял только обагрённую кровью святого плащаницу и, вложив её в золотой ковчег, отправился к себе в Иллирию. Во время путешествия по молитвам святого от плащаницы произошло много чудес. Однажды Леонтию понадобилось переправится через реку Дунай, которая сильно разлилась и грозно бушевала; страх и ужас охватили его, но вдруг перед ним предстал святой Димитрий и сказал:
— Возьми в руки ковчег с плащаницей и без страха переправляйся на другой берег.
Леонтий поступил так, как велел ему святой: и сам он, и бывшие с ним все благополучно переправились. Когда он возвратился к себе на родину, то прежде всего построил прекрасный храм во имя святого великомученика Димитрия. Призывая с верою его имя, Леонтий по молитвам святого творил чудеса. Правитель Иллирии[12] был сильно болен: гной и струпья покрывали все его тело от головы до ног. Обратившись с молитвой к святому Димитрию, Леонтий избавил болящего от тяжкого недуга. Также дивно исцелил он одного кровоточивого, уврачевал беснующегося; много и других чудес совершилось там по молитвам святого. Но особенно много было чудес в Солуни, где почивали мощи великомученика Димитрия.
Однажды в храме, посвящённом святому, произошёл пожар. От сильного огня расплавилась серебряная сень над мощами святого. Архиепископом Солуни в то время был Евсевий, который хотел восстановить серебряную сень. Но у него, былослишком мало серебра. В этом храме находился серебряный трон, оставшийся совершенно неповреждённым во время пожара. Архиепископ решил перелить трон на сень для гроба святого, но пока ещё не сообщал никому о своем намерении. В то же самое время при храме был один благочестивый пресвитер по имени Димитрий. Святой великомученик явился ему и сказал:
— Иди и скажи епископу города: не переливать трон, который находится в моем храме.
Димитрий тотчас же отправился к Евсевию и передал ему указание святого. Архиепископ сначала был поражен словами пресвитера, но потом, полагая, что пресвитер мог узнать о его плане, перестал удивляться и даже сделал выговор этому священнику. По прошествии нескольких дней архиепископ приказал явиться мастерам. И снова к Евсевию пришел пресвитер Димитрий и сказал:
— Святой великомученик опять явился мне грешному в сонном видении и приказал сказать тебе: ради любви к святому не переливай трон.
Архиепископ сурово принял пресвитера, но, однако пока не велел переливать трон. Через некоторое время он в третий раз хотел было отдать трон, но святой Димитрий снова явился пресвитеру и сказал:
— Не унывай, я сам позабочусь о моем храме и городе, предоставьте мне самому попечение о них.
Узнав об этом, архиепископ уже не мог воздержаться от слез и сказал всем окружающим:
— Подождите немного, братья, ибо нам обещал свою помощь сам угодник Божий.
Архиепископ не успел договорить эти слова, как пришел один солунский гражданин, по имени Мина, и принёс с собой 75 фунтов серебра.
— Часто святой Димитрий, — говорил Мина, — избавлял меня от опасностей и даже спасал от смерти. Я уже давно хотел сделать пожертвование в храм моего милостивого покровителя и дивного заступника. Ныне с самого утра какой-то голос побуждал меня:
— Ступай и сделай то, что намеревался давно сделать.
Отдавая серебро, Мина пожелал, чтобы это серебро было истрачено для сени над гробом святого. Затем явились и другие граждане Солуни, которые также принесли серебро. Из пожертвований была сделана прекрасная сень к гробнице великомученика Димитрия.
В царствование императора Маврикия[13] авары[14] потребовали большую дань от жителей Византии, но Маврикий отказался её платить. Тогда авары собрали громадное войско и решили взять Солунь, отличавшуюся своей обширной торговлей и великими богатствами. Император Маврикий прислал в город войско, но свирепствовавшая незадолго перед тем моровая язва сильно уменьшила число солунских жителей, а неприятельское войско было громадно: оно простиралось до ста тысяч человек. Ещё дней за десять до прибытия врага святой Димитрий явился архиепископу Евсевию и предупредил о грозившей опасности. Но солуняне думали, что неприятельское войско приблизится к городу ещё не скоро.
Вдруг, вопреки ожиданию, неприятель показался недалеко от городских стен. Он мог беспрепятственно войти ночью в город, но могущественная десница Всевышнего по молитвам святого Димитрия дивным образом остановила страшных врагов недалеко от города. Враги приняли один из укреплённых монастырей, находившихся вне города, за саму Солунь и простояли там целую ночь. Утром они заметили свою ошибку и устремились на город. При виде огромного вражеского войска отчаяние стало овладевать даже самыми храбрыми горожанами. Сначала казалось, что гибель города неизбежна. Неприятельские отряды прямо пошли на приступ, но тут на городской стене на глазах у всех появился святой Димитрий в виде вооружённого воина. Святой Димитрий поразил копьём и сбросил со стены первого из неприятелей, который поднялся на стену. Падая, он увлёк за собой других наступавших. Ужас овладел врагами, и они отступили.
Видя покровительство дивного заступника и бегство врага, жители ободрились и стали уповать, что защитник Солуни, святой Димитрий, не оставит своего родного города и не допустит, чтобы он достался врагам. А между тем неприятель опомнился и снова осадил город, придвинул орудия и стал потрясать основания городских стен; тучи стрел и камней, пущенных из метательных орудий, застилали дневной свет — вся надежда оставалась на помощь свыше, и толпы народа наполняли храм святого Димитрия.
В то время в городе был один богобоязненный и весьма добродетельный человек по имени Иллюстрий. Придя ночью к церкви святого великомученика Димитрия, он в церковном притворе горячо молился Богу и Его славному угоднику об избавлении города от врага и вдруг сподобился узреть дивное видение: перед ним предстали два ангела в виде светоносных юношей, похожих на царских телохранителей. Двери храма сами распахнулись перед ними, и они вошли в него. Иллюстрий последовал за ангелами, желая посмотреть, что будет. Войдя в храм, они громогласно спросили:
— Где находится господин, живущий здесь?
Тогда явился третий ангел, похожий на слугу, и ответил им:
— Для чего он нужен вам?
— Господь послал нас к нему.
Указав на гроб святого, третий ангел воскликнул: «Вот он!» — поднял завесу, и оттуда вышел святой Димитрий. Он был таким, как его изображают на иконах; от него исходил яркий свет, подобный солнечному. От страха и ослепительного блеска Иллюстрий не мог смотреть на святого. Пришедшие юноши приветствовали Димитрия.
— Благодать да будет с вами, — ответил святой, — что побудило вас посетить меня?
Они же отвечали ему:
— Владыка послал нас, повелевая тебе оставить город, ибо Он хочет предать город в руки врага.
Услышав это, святой преклонил голову и молчал, проливая горькие слезы. А юноша — слуга сказал пришедшим:
— Если бы я знал, что ваше появление огорчит моего господина, я не сообщил бы ему о вас.
Тогда сам святой сказал:
— Такова ли воля Господа моего Владыки, чтобы город, искупленный честною кровью Христовою, предать в руки врага, который не верует в Него и не чтит Его святого имени?
На это пришедшие отвечали:
— Если бы не хотел этого Владыка наш, то не послал бы Он нас к тебе!
Тогда Димитрий сказал:
— Ступайте, братья, передайте Владыке моему, что раб Его Димитрий говорит так: «Знаю я щедроты Твои, человеколюбивый Владыка Господи; даже беззакония всего мира не могут превзойти милосердия Твоего; ради грешников Ты пролил Свою святую кровь, Ты положил за нас душу Свою; прояви же ныне милость Свою на этом городе и не повелевай мне оставлять его. Ты сам поставил меня стражем этого города; позволь мне подражать Тебе, моему Владыке: дай и мне положить душу свою за жителей этого города, и если им суждено погибнуть, то пусть погибну и я вместе с ними; не погуби же, Господи, города, где все взывают к Твоему святому имени; если люди эти и согрешили, они все-таки не отступили от Тебя; ведь Ты Бог кающихся».
Пришедшие юноши спросили Димитрия:
— Так ли отвечать нам пославшему нас Владыке?
— Да, отвечайте так, — сказал он, — ибо я знаю, что: «Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив: не до конца гневается и не во век негодует. Не по беззакониям нашим сотворил нам, и не по грехам нашим воздал нам…» (Пс. 102, 8-10).
Сказав так, святой вошёл в гробницу и священный ковчег затворился, а беседовавшие с ним ангелы стали невидимы. Вот что сподобился узреть Иллюстрий в чудесном и страшном видении. Придя в себя, он упал на землю и стал благодарить святого, вознося ему хвалу за то, что он молил Владыку не предавать жителей города Солуни в руки врагов. Утром Иллюстрий рассказал обо всем виденном согражданам и ободрял их мужественно бороться с неприятелем. Услышав рассказ Иллюстрия, все со слезами просили Господа, чтобы Он ниспослал им милость, и призывали на помощь святого Димитрия.
Хранимый славным угодником Божьим, город остался цел: на седьмой день осады враги отступили от его стен с великим стыдом. Они без всякой видимой причины обратились в беспорядочное бегство, побросав свои палатки и метательные орудия. На следующий день после отступления некоторые из врагов, взятые в плен, рассказали следующее:
— С самого первого дня осады мы видели у вас такое множество защитников, которое значительно превосходило наше войско. Мы решили, что воинство ваше скрывается за стенами города. А вчера оно вдруг устремилось на нас, и мы побежали. Мы также видели огненного сияющего мужа на белом коне в белоснежной одежде во главе вашего войска.
Граждане Солуни поняли, кто обратил врагов в бегство. Так святой Димитрий защитил свой город.
Вскоре после того, как неприятель отступил от Солуни, другое бедствие обрушилось на город. Враги опустошили во время осады все хлебные запасы, так что во всем городе начался великий голод: люди умирали от недостатка пищи. Видя, как его родной город гибнет от голода, святой несколько раз являлся на кораблях, плававших по морю, обходил пристани и острова, повелевая повсюду кораблям с пшеницей плыть в Солунь, и таким образом избавил от голода свой город15.
Когда благочестивый царь Юстиниан[16] выстроил великолепный храм в Константинополе во имя Софии-Премудрости Божией[17], он послал в Солунь честных мужей, чтобы они принесли оттуда некоторую часть мощей святого великомученика Димитрия на украшение и освящение вновь воздвигнутого храма. Придя в Солунь, посланные приблизились к священному ковчегу, где почивали мощи великомученика, дабы исполнить царское повеление; вдруг из ковчега вырвался столп пламени, осыпав всех целым снопом искр, и из огня послышался голос:
— Стойте и не осмеливайтесь прикасаться ко мне.
Все присутствовавшие при этом упали на землю, объятые страхом; затем посланные, взяв лишь немного земли у того места, где находились мощи, возвратились к царю и рассказали ему обо всем случившемся с ними. Все слушавшие их рассказ были поражены. Половину взятой земли посланные передали царю, а остальную часть положили в церковную сосудохранительницу.
Не позволял святой Димитрий расхищать пожертвования, сделанные его храму. Одной из обязанностей юноши Онисифора было зажигать свечи и оправлять лампады в церкви святого Димитрия. По наущению дьявола юноша стал красть свечи и тайно продавать их, а деньги, вырученные от продажи, присваивал себе. Святой Димитрий не потерпел такого святотатства в храме: он явился во сне Онисифору и с величайшим снисхождением стал обличать его:
— Брат Онисифор, мне неприятно, что ты крадёшь свечи; этим ты обижаешь тех, кто жертвует их; не менее ты вредишь и самому себе; вспомни, что людей, поступающих подобно тебе, ждёт осуждение; оставь это злое дело и покайся.
Онисифор, проснувшись, почувствовал стыд и страх, но спустя некоторое время он забыл повеление святого и стал, как и раньше, красть свечи — наказание скоро постигло его. Однажды некий благочестивый человек, встав рано утром, пришел в церковь святого Димитрия и принёс несколько больших свечей. Он зажёг их, поставил у гроба великомученика и, помолившись, ушёл из храма. Подойдя к свечам, Онисифор протянул свою руку, чтобы взять их, как вдруг из гроба раздался голос святого:
— Опять ты делаешь это!
Поражённый, как громом, голосом святого Онисифор тотчас рухнул на землю и лежал, как мертвец, до тех пор, пока не пришел один из клириков. Он поднял юношу, объятого страхом. Как только Онисифор пришел в себя, он рассказал всем о своей греховной страсти, о явлении ему во сне святого и о повторном обличении Димитрия. И тогда великий трепет объял всех, слышавших этот рассказ.
Известно также множество случаев помощи святого великомученика Димитрия по освобождению от уз плена у неверных. Так один епископ был взят в плен варварами и закован в цепи. Святой явился ему, освободил от оков, и епископ, хранимый святым, благополучно прибыл в Солунь. В другой раз варвары забрали в плен много жителей города. Между пленниками находились две прекрасные девицы; они умели искусно вышивать на пяльцах и изображать на ткани разные цветы, деревья, птиц, зверей и человеческие лица. Варвары увели их в свою землю и отдали в дар князю. Узнав о высочайшем мастерстве девиц, князь сказал им:
— Мне известно, что в вашей земле есть великий бог Димитрий, который творит дивные чудеса; вышейте на полотне его изображение, и я поклонюсь ему.
Девицы отвечали:
— Нет, князь, Димитрий не Бог, а только великий слуга Божий. Твоего требования мы не исполним, ибо знаем, что ты хочешь не поклониться святому, а надругаться над его изображением.
— В моей власти, — отвечал им князь, — ваша жизнь и смерть, выбирайте: сделайте то, что я требую от вас, тогда будете живы, а если не исполните моего приказания, вас немедленно казнят.
Боясь погибнуть, пленницы стали вышивать изображение святого Димитрия. В ночь на 26 октября, перед самым днём празднования памяти святого, девицы окончили работу и начали плакать, склонившись над вышитым ими образом:
— Не прогневайся на нас, мученик Христов, — говорили они. — Князь варваров хочет посмеяться над твоим изображением; призываем тебя в свидетели: мы не хотели вышивать твоего образа для него, нас заставили сделать это под угрозой смерти.
Плача так над образом святого, они заснули. Во время их сна святой Димитрий, как некогда ангел Аввакума, перенёс девиц вместе с вышитым ими образом в Солунь на свой праздник во время всенощного бдения и поставил их в храме у своих мощей. Присутствовавшие на службе в церкви возрадовались чудесному возвращению из плена девиц.
Пробудившись, девицы долго не могли прийти в себя от удивления и думали, что все происходит с ними во сне. Наконец они убедились, что действительно находятся в Солуни, видят пред собою гробницу святого в его храме, где присутствует множество молящегося народа. Тогда во всеуслышание они стали благодарить своего заступника, святого Димитрия и рассказали о всем случившемся с ними. Жители Солуни, обрадованные таким дивным чудом, с великим ликованием праздновали день памяти святого Димитрия, а вышитый образ поставили над алтарём, и много чудес совершалось от него во славу Бога, Единого в Троице.
Множество чудес совершил святой великомученик Димитрий Солунский и в нашем отечестве. По предуказанию Божьему в самых древних русских летописях имя святого великомученика Димитрия упомянуто прежде, чем имена других святых: преподобный Нестор летописец рассказывает, что греки, побеждённые великим князем Олегом под Константинополем в 907 г., приписывали своё поражение не храбрости славян, а заступничеству за них их покровителя святого Димитрия.
Об особом почитании святого Димитрия среди славян свидетельствует такой выдающийся факт: первым собственным сочинением на славянском языке святых равноапостольных Мефодия и Кирилла после создания ими славянской азбуки был «Канон Димитрию Солунскому». Этот канон считается отправным местом в рождении великой славянской литературы.
Сербы и болгары с древнейших времён чтят великомученика Димитрия как патрона славян, называют «отечестволюбцем» славянских народов, связывая это со славянским происхождением святого, а в старинных русских сказаниях святой Димитрий предстаёт русским по происхождению[18].
Церковное почитание святого великомученика Димитрия в Русской Церкви началось сразу после Крещения Руси. Русские издревле старались приобрести хоть малейшие частички от мощей, одежды, мира или даже персти от гроба святого Димитрия. Поэтому во всех древних русских монастырях и храмах среди частиц мощей различных святых почти непременно находится часть мощей или мира от святого великомученика Димитрия.
В начале 70-х годов XI столетия основан Димитриевский монастырь в Киеве, известный впоследствии как Михайлов-Златоверхий монастырь. В XII веке воздвигнут Димитриевский собор во Владимире, который и доныне является украшением этого древнего города. В 80 годах XIII столетия святой благоверный князь Даниил Московский воздвиг храм во имя святого великомученика Димитрия, который стал первым каменным храмом Московского Кремля. Позже, в 1326 году, при князе Иоанне Калите, он был разобран, а на его месте воздвигнут Успенский собор с приделом святого великомученика Димитрия Солунского.
В 1197 году была перенесена из Солуни во Владимир великим князем Всеволодом Юрьевичем икона святого великомученика Димитрия, написанная на гробовой доске святого, и это событие было внесено как праздник в древние святцы. Эта чудотворная икона сначала находилась в Киеве, потом во Владимире, а накануне Куликовской битвы в 1380 году была торжественно перенесена в Москву как великая святыня святым благоверным великим князем Дмитрием Донским и поставлена в Успенском соборе Московского Кремля[19].
В древней Руси день святого великомученика Димитрия был в числе больших праздников; службу обыкновенно совершал сам патриарх в присутствии государя. Память святого Димитрия Солунского издревле связывалась на Руси с воинским подвигом, патриотизмом и защитой Отечества. Святой изображается на иконах в воинских доспехах, с копьём и мечом в руках. На свитке писали молитву, с которой святой Димитрий обращался к Богу о спасении родного города:
— Господи, не погуби град и людей. Если град спасёшь и людей – с ними и я спасён буду, если погубишь — с ними и я погибну.
Об особом почитании на Руси святого великомученика Димитрия свидетельствует и традиция русских князей называть своих первенцев именем этого святого. Так было у Ярослава I, Юрия Долгорукого, Александра Невского, Иоанна II, Иоанна Грозного, Алексея Михайловича. Святой благоверный великий князь Дмитрий Донской был ревностным почитателем святого великомученика Димитрия. После победы в Куликовской битве в память о русских воинах, павших в сражении с Мамаем, была установлена для общецерковного поминовения Дмитриевская родительская суббота. В первый раз эта панихида была совершена в Троице-Сергиевом монастыре 20 октября 1380 года преподобным Сергием Радонежским в присутствии святого благоверного великого князя Дмитрия Донского.
Предстательством святого великомученика Димитрия Солунского Мироточивого и молитвенным ходатайством преподобного Сергия Радонежского чудотворца русскими воинами была одержана важнейшая в истории нашего отечества победа над иноверной татаро-монгольской ордой и началось собирание земли русской, за что Богу нашему, дивному во святых Своих, слава, честь и поклонение ныне и присно и во веки веков. Аминь.
[1] Солунь — славянское название города Фессалоники, ныне именуемого Салоники.
[2] Император Гай Аврелий Галерий Диоклитиан занял престол в 284 г. и оставил его в 305 г.
[3] Император Максимиан II Галерий — зять и соправитель императора Диоклетиана в восточной половине Римской империи и затем его преемник с 305 г.
[4] Сарматами назывались племена, населявшие юг России, отчасти Германию и Австрию.
[5] Вандалы — народ германского происхождения, живший главным образом по берегам Балтийского моря.
[6] Мученическая кончина святого Нестора Солунского последовала в 300 г. День его памяти 27 октября по церковному календарю или 9 ноября по новому стилю.
[7] Мученическая кончина святого Димитрия Солунского последовала в 306 г. День его памяти 26 октября по церковному календарю, или 9 ноября по новому стилю.
[8] Мученическая кончина святого Лупа последовала в 306 г. День его памяти соединён с днём памяти святого великомученика Димитрия Солунского.
[9] Леонтий занимал видную должность в Иллирии, которой принадлежала в те времена Солунь.
[10] Одним из самых дивных чудотворений, которым Бог благоволил прославить Своего великого угодника, было истечение мира от его честных мощей. Это истечение – знамение благодати Божьей. Целый ряд писателей и историков свидетельствуют об этом непостижимом явлении. Приведём свидетельство Дмитрия Хризолога писателя, жившего во второй половине XIVвека: «Оно (то есть миро) по свойству своему не вода, но гуще её и не походит ни на одно из тел на земле не из жидких, не из твердых и ни на одно из приготовленных искусственно… оно удивительнее всех благовоний, не только приготовленных искусственно, но и по естеству созданных Богом.» Много исцелений произошло через помазание этим миром; даже народы, не верующие во Христа, дорожили этим дивным истечением. Так при разорении Солуни турками в 1429 г. наиболее благоразумные из врагов намеревались взять с собой некоторое количество мира, о целебной силе которого они там много слышали. Святая церковь, именуя святого Димитрия Мироточивым, так восхваляет святого подвижника: «Мира благовонна и честна, Димитрие, отверзенный источниче… твоего проливаются мира источницы приснотекущие…» (Канон, глас 8).
[11] Честные и многоцелебные мощи святого великомученика Димитрия и ныне там почивают.
[12] Иллирия, восточная часть побережья Адриатического моря, первоначально названная по населявшему её индогерманскому народу — иллирийцам, которые в 35 г. до Рождества Христова были совершенно побеждены римлянами, и страна под именем Иллирии сделалась римской провинцией.
[13] Император Маврикий царствовал с 582 до 602 гг.
[14] Авары жили на Дону у Каспийского моря.
[15] Это чудо произошло в 547 г.
[16] Император Юстиниан II царствовал с 527 до 565 гг.
[17] Святой равноапостольный Константин в 326г. построил первый в Константинополе храм, посвящённый «Премудрости Божьей», два раза сгоревший при его преемниках. Император Юстиниан поручил постройку нового храма знаменитым архитекторам Анфимию из Траллеса и Исидору Милетскому. Это величественное здание сохранилось и поныне.
[18] Славянское происхождение святого Димитрия Солунского обосновывается в статье «Святой великомученик Димитрий и солунские славяне» епископа Филарета в журнале «Чтения общества истории и древностей российских» за 1848 г., №6.
[19] Ныне эта чудотворная икона находится в Третьяковской галерее. Одним из ценнейших изображений святого Димитрия является также фреска на столпе Успенского собора во Владимире, написанная преподобным Андреем Рублёвым.